Главная / Горсправка / История нашего города / Город трёх революций. Советский Петроград — Ленинград

Город трёх революций. Советский Петроград — Ленинград

5 декабря 2014 - Петербуржец
Город трёх революций. Советский Петроград — Ленинград
По результатам переписи 1897 года население города составляло 1265000 жителей, а к началу Первой мировой войны превысило 2 миллиона (3-е место в Европе после Лондона и Парижа).
  Результатом русской революции 1905—1907 годов, началом которой считается Кровавое воскресенье, стало создание первого в истории России парламента — Государственной думы. В начале века шло бурное развитие экономики города. К 1913 году объём промышленного производства Петербурга достиг 632 миллионов рублей, на 1012 предприятиях было занято 242,6 тысяч человек. Петербург давал 12 % индустриальной продукции России, в том числе 70 % электроэнергетических изделий, 50 % химической продукции, 25 % машин, 17 % текстиля. В столице действовало 567 банков. Энергооснащённость столичной индустрии обеспечивали 294 электроустановки и 3 ТЭЦ. К 1914 году в 60 университетах Петербурга обучалось около 40 тысяч студентов.

Начавшаяся Первая мировая война сильно повлияла на судьбу Санкт-Петербурга. Уже в августе 1914 года на волне антигерманских настроений город переименовывается в Петроград, а к 1917 году появились проблемы со снабжением, обычным явлением становятся очереди. Волнения 23—27 февраля 1917 года в городе являются одной из главных причин Февральской революции. 25 октября (7 ноября) 1917 в ходе вооружённого восстания власть в городе переходит в руки большевиков, и создаётся Российская Советская Республика со столицей в Петрограде. В ходе Гражданской войны из-за близости антибольшевистских армий правительство В. И. Ленина уезжает в Москву, Петроград лишается столичного статуса (5 марта 1918 года), который переходит к Москве. 26 января 1924 года, после смерти В. И. Ленина, Петроград решением ЦК ВКП(б) переименовывается в Ленинград.

После революционных событий 1917—1919 годов население города сокращается, к 1920 году оно составляло лишь 722 000 человек, но жизнь в городе постепенно налаживалась. Из рабочих окраин в центральные районы было переселено около 300 тысяч человек. В 1919 году был создан «Совет по урегулированию плана Петрограда и его окраин». С 1923 года начинается жилищное строительство в городе (жилмассивов). В 1930-е годы были благоустроены Елагин и Крестовский острова с выходом к Финскому заливу. 23 сентября 1924 года произошло второе по величине наводнение за всю историю города, вода поднялась на 380 см выше ординара. В 1933 году на западной оконечности Крестовского острова началось сооружение стадиона имени С. М. Кирова. В 1935—1937 годах разработан первый Генеральный план Ленинграда, предусматривавший развитие города в южном направлении с границами в районе Пулковских высот.
Крейсер «Аврора»  у Петроградской набережной Невы
Центром города должна была стать площадь (теперь Московская площадь) на пересечении Международного проспекта и Центральной дуговой магистрали с Домом Советов и другими административными зданиями. К 1939 году разработан новый вариант Генерального плана, который так и не был утверждён, но в соответствии с ним началось строительство жилых кварталов на Малой Охте, Ивановской улице, Автово и Международном проспекте. По всему городу создаются Дворцы культуры — к середине 1930 годов они имеются уже во всех промышленных районах. В 1932 году открыт первый ленинградский аэропорт «Пулково». 1 декабря 1934 года жертвой убийства становится Первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б), член Политбюро ЦК ВКП(б) С. М. Киров, это событие положит начало «Кировскому потоку», на смену ему приходит А. А. Жданов.

Героизм и стойкость ленинградцев проявились во время Великой Отечественной войны. 8 сентября 1941 года противник вышел к Ладожскому озеру, захватил Шлиссельбург, взяв под контроль исток Невы, и блокировал Ленинград с суши. Этот день принято считать началом блокады города, осуществлявшейся германскими и финскими войсками. Почти 900 дней и ночей в условиях полной блокады города жители не только удержали город, но и оказали огромную помощь фронту. За годы блокады погибло, по разным данным, от 650 тысяч до 1,2 миллиона человек. В результате встречного наступления Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года блокадное кольцо было прорвано, но только 27 января 1944 года блокада города была полностью снята. После снятия блокады, в Ленинграде осталось лишь 560 тысяч жителей.

Сразу после снятия блокады началось восстановление города. В 1950 году вступил в строй Стадион имени Кирова. В 1951 году принят новый Генеральный план развития Ленинграда, по которому предлагалось развивать территорию города вокруг исторического центра во всех направлениях приблизительно в равной мере. В 1950-х годах создавались новые архитектурные ансамбли: площади Ленина, площади Калинина, Комсомольской площади; законченный архитектурный облик обрели Московский проспект, проспект Энгельса, проспект Стачек, Среднеохтинский проспект, Приморский проспект. В 1951 году запущен первый аэровокзал в Пулково (в 1973 году построено новое здание). 5 ноября 1955 года сдана в эксплуатацию первая очередь ленинградского метрополитена. С 1957 года возобновляется традиция полуденного выстрела пушки с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости (прерванная в 1934 году), а на Марсовом поле зажжен первый в стране «Вечный огонь». В этом же году с верфей Судостроительного завода имени А. Марти спущен на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин», а в 1962 году на Кировском заводе начат выпуск тракторов «Кировец». В 1960 году открыт Мемориал жертв Блокады на Пискаревском кладбище и закончено строительство нового здания Финляндского вокзала. В 1962 году на Аптекарском острове возведена 316-метровая телебашня и построен новый телецентр. С постройкой в начале 1960-х город нескольких крупных домостроительных комбинатов началась массовая застройка города домами-«хрущёвками», а с 1970-х годов «домами-кораблями». 6 мая 1965 года городу Ленинграду присвоено звание «Город-герой» (впервые так назван в приказе Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами СССР И. В. Сталина от 1 мая 1945 года). В 1966 году одобрен последний советский Генеральный план Ленинграда. В соответствии с этим планом в 1960-х годах началась массовая застройка западной части Васильевского острова (на намывных территориях), вдоль Новоизмайловского проспекта, проспекта Юрия Гагарина, проспекта Космонавтов, новыми крупными жилыми районами становятся Купчино, Автово, Ульянка, Дачное, Гражданка, Полюстрово, Охта. К юбилею Октября в 1967 году построен Дворец спорта «Юбилейный» и Большой концертный зал «Октябрьский». В 1970-х годах застраивались Урицк, Сосновая Поляна, Весёлый Посёлок, район севернее Муринского ручья, территория бывшего Комендантского аэродрома, южная часть Купчино, Шувалово и Озерки, Юго-Запад, Ржевка и Пороховые. В 1979 году в Финском заливе начато строительство дамбы, которая и защищала бы город от наводнений. В 1982 году в Гавани на Васильевском острове построен Морской вокзал. В 1988 году родился 5-миллионный житель Ленинграда. В 1990 году исторический центр города внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
 
Рейтинг: +1 Голосов: 1 5576 просмотров
Комментарии (0)
Цвет темы
Шаблоны
Картинки фона